Навигация
Статистика
Главная Филосовские основы восточной медицины

Филосовские основы восточной медицины


ФИЛОСОФСКИЕ  ОСНОВЫ  ВОСТОЧНОЙ  МЕДИЦИНЫ

Основой мировоззрения жителей Тибета, Китая и окружающих их стран испокон веков была дуалистическая космогоническая концепция существования двух противоположных сил — инь и ян, возникших из первоначально единой энергии ци (чи). Это произошло под действием первоматерии тайцзи (букв. значение—Ве­ликий Предел) (рис. 1).

 

В результате «сгущения» ци произошло разделение на светлые и легкие ян-ци, поднявшиеся вверх и образовавшие Небо, и мутные и тяжелые инь-ци, опустившиеся вниз и образовавшие Землю. Чередование инь (пассивной силы) и ян (активной силы)задает цикличность всех процессов в природе: . и день; утро и вечер; зима и лето; холод и тепло; бодрствование и сон; вдох и выдох и т.д.

Концепция инь-ян выражает всеобщую взаимосвязь вещей и явлений в мире. Весь мировой процесс пред­ставляет собой чередование ситуаций, происходящих в результате взаимодействия сил света и тьмы, напря­жения и податливости.

Взаимодействие инь и ян рождает все движение в мире и пять первоэлементов (первоначал, первостихий): воду, огонь, дерево, землю и металл. Эти пять первоначал являются основой всех вещей и последо­вательными состояниями природы. «Стоит упразд­нить одно (Первоначало.— Прим. авт.), и жизнь ста­нет невозможна» («Цзочжуань»). Первоэлементы одно­временно взаимопорождают и взаимопреодолевают друг друга. (рис.2.)

Рис.2. Схема пяти первоэлементов.Рис.2. Схема пяти первоэлементов

 

Последовательность взаимопорождения первоэле­ментов: дерево порождает огонь; огонь порождает землю; земля порождает металл; металл порождает воду, вода порождает дерево и так далее. Цикл взаимопо­рождений замыкается в бесконечности.

Последовательность взаимопреодоления первоэле­ментов другая: вода преодолевает огонь; огонь преодо­левает металл, металл преодолевает дерево; дерево преодолевает землю; земля преодолевает воду. По кру­гу происходит взаимопорождение, по звезде—взаимо­преодоление. Каждый первоэлемент—это символ жиз­ненных процессов, протекающих как в природе, так и в человеке. Из первоэлементов вода, земля, металл слагаются тела. Первоэлемент дерево овеществляет принцип рождения и роста, перехода от пассивной силы инь к активной ян; огонь — символ движения и развития, максимальной жизненной активности, пик активной силы ян, металл — символ начинающегося упадка (от ян к инь]; вода — символ минимальной активности (инь); земля — центр и ось циклических процессов мироздания.

Из этого вытекает понятие единого целого, обнима­ющего всю Вселенную и человека. В                    окружающем мире (макрокосме) человек является миром в миниатюре (микрокосмом), отражением Вселенной, и состоит из тех же пяти первоэлементов, попадающих в организм с пищей. Органы взаимодействуют между собой и с окружающей средой, и каждый орган соответствует определенному первоначалу. В этой единой системе все взаимосвязано и взаимозависимо; все части макрокос­моса, а значит, и микрокосмоса, имеют общую функци­ональную структуру.

Пять первоэлементов стали основой для концепции усин (букв, значение — пять движений). Древне­восточные врачи применяли концепцию усин к жизне­деятельности организма человека и для упорядочения отношений человека и природы. Сходство между эти­ми связями и пятью первоэлементамиустанавливалось исключительно на основании аналогий.

В представлении древневосточных мыслителей де­рево имело следующие свойства: возникновение и рост в теплый период, зеленый цвет и т. д., поэтому все вещи (явления), обладающие такими свойствами, относились к первоэлементу дерево. Огонь обладает жаром и поднимающимся вверх пламенем, поэтому данный элемент в медицине обозначает локализацию жара, или воспаление, в верхней части тела. Все вещи (явления), обладающие свойствами огня, отнесены к первоэлементу огонь. Для земли свойственны плодородие, питание и превращения, поэтому под первоэлементом земля объединены сходные явления. Свойства металла — пустота, чистота, хрупкость, стройность и легкость, поэтому вещи (явления), сходные по свойствам с металлом, отнесены к первоэлементу металл. Вода обладает текучестью, прохладой (холод), способностью к движению назад. Явления, обладающие такими свойствами, объединяются под символом первоэлемента вода.

Главный практический вывод из учения усин—при­знание неразрывной связи всех пяти первоэлементов. При этом каждый из первоэлементов связан с другими посредством продуктивных и разрушающих процессов («друг—враг»). Смысл продуктивных процессов заклю­чается в следующем: вода способствует росту дерева; дерево может произвести огонь, огонь даст землю (пе­пел); земля рождает металл; металл превращается в воду (жидкость). Деструктивность проявляется в том, что вода может погасить огонь; огонь может размяг­чать металл; металл может резать дерево. Поскольку каждый из первоэлементов связан с четырьмя осталь­ными продуктивными и деструктивными влияниями, то каждый из этих процессов связан с другими процес­сами и находится под их влиянием.

Весь круг восточных медицинских учений включен в эту философскую концепцию. Понятно, что, рассмат­ривая человека и его организм как целостную систему.

восточная медицина мало занималась анатомией и физиологией (в европейском понимании), а стремилась выявить связи и взаимоотношения внутри организма, то есть его функции.

Для европейца, воспитанного на аналитическом ме­тоде изучения всякого предмета и явления (путем его расчленения и дробления, схематизирования, отбрасы­вания подробностей и условностей), мировоззрение мо­жет стать камнем преткновения для изучения восточ­ной медицины. Только восприятие индуктивного мето­да, то есть построение общих положений на основе частных конкретных явлений без разрыва связей меж­ду ними, поможет познать и использовать восточную, медицину.

 

 

 

 

 

Учение об энергии ЦИ

    

 


Карта сайта